|
|
Российские власти неоднократно заявляли о необходимости развития социальной ответственности бизнеса. Чиновники декларировали готовность поддержать данное направление деятельности предпринимателей. Однако пока значительное число компаний развитием социальной ответственности занимается самостоятельно и чаще всего на внутрикорпоративном уровне.
О необходимости определенной поддержки говорят и девелоперы. По словам генерального директора ГК «Абсолют Строй Сервис» Евгения Жукова, само понятие «социальная ответственность» многогранно. «Для одного бизнесмена — это возведение в срок объектов инфраструктуры, для другого — перечисление средств в фонд помощи людям с ограниченными возможностями. Девелопмент в целом является социально ответственным бизнесом, так как строительные компании зачастую решают проблему государства, которая заключается в обеспечении граждан жильем. Госпрограммы, направленные на повышение социальной ответственности бизнеса, однозначно нужны»,— подчеркивает он.
Генеральный директор компании «Леонтьевский мыс» Игорь Оноков соглашается с коллегой, но добавляет, что директивно всем социальную ответственность не привьешь. Это вопрос не только госпрограмм и господдержки, но прежде всего определенного уровня развития общества и его осознанности, когда быть социально ответственным человеком, бизнесменом или компанией — это норма и по-другому нельзя. И такой подход нужно культивировать, считает глава девелоперской компании.
Главное — не вмешиваться
Между тем часть представителей бизнеса считает, что государство, напротив, не должно заниматься прямым стимулированием развития социальной ответственности бизнеса, ему следует сосредоточиться на ослаблении налогового бремени предпринимателей. В таком случае многие компании свою деятельность сами сделают более социально ориентированной.
По мнению президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Юрия Бурчакова, в России намного важнее программы по улучшению демографической ситуации в стране, поддержки малоимущих семей, помощи инвалидам и пенсионерам, нежели программы по повышению социальной ответственности бизнеса. «Однако если мы хотим развивать, к примеру, регионы Севера, то, разумеется, в таких регионах должны быть госпрограммы
Но с направленностью не на повышение социальной ответственности бизнеса, а на поддержку самого бизнеса, чтобы он в принципе мог существовать, выдерживать конкуренцию и развиваться. Единственное и самое важное — это то, что государство должно не мешать бизнесу, а наоборот, способствовать его развитию. К примеру, оно не должно постоянно устраивать всевозможные проверки и менять законодательную базу»,— делает выводы господин Бурчаков.
Более эмоционально его дополняет руководитель ТД «Галерея» Дмитрий Лицентов. По его словам, в настоящее время понятие «социальная ответственность бизнеса» переродилось в «бизнес должен…»: государству, сотрудникам, ЖКХ и так далее. Поэтому взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере сейчас нет. «Не надо придумывать программы помощи, так как эти программы неэффективны. У нас сначала берут налоги, а потом часть и только часть суммы возвращают как помощь. Сейчас программами помощи бизнесу могут пользоваться только избранные компании, что ведет к потере конкуренции на рынке и монополизации. На мой взгляд, бизнес должен или платить налоги или быть социально ответственным»,— считает предприниматель.
Иной подход
Генеральный директор консалтинговой компании Oy-li Екатерина Уколова полагает, что правительство должно в первую очередь увидеть плюсы для себя, а уже потом стараться мотивировать предпринимателей в развитии социальной ответственности. В первую очередь это своего рода перераспределение обязанностей: ряд задач в социальной сфере может взять на себя бизнес, что повлечет за собой более грамотное использование бюджета и развитие чувства ответственности. К тому же введение некоей официальной «системы лояльности» к социально ответственным компаниям поможет повысить общую заинтересованность предпринимателей в корпоративной социальной ответственности.
Артем Алданов
|
|