Игорь ОНОКОВ: «Мы ни на йоту не отошли от проекта»
Недвижимость и строительство Петербурга
Игорь ОНОКОВ: «Мы ни на йоту не отошли от проекта»
На днях торжественно открыли флагманское лобби в клубной секции «Мальта» ЖК «Леонтьевский Мыс» и начали продажи квартир в нем. Это как раз та часть проекта, где больше всего заметна рука мастера — именитого архитектора-дизайнера Филиппа Старка. О том, насколько сложно было привлечь мэтра в Россию, какие технологические новинки реализованы в проекте и пр., - рассказал генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков.

 

- Открытие лобби в секции «Мальта» для вас - событие? Удалось ли воплотить все задуманное архитектором Филиппом Старком? Не пришлось ли в связи с кризисом отчасти заняться импортозамещением?

- Безусловно, это важное событие. Когда начался кризис, мы действительно встали перед выбором: изменить проект или оставить все как есть. Можно было упростить дизайн, архитектуру, но мы не сдержали бы обещания перед теми, кто купил уже квартиры. Второй вариант - попытаться реализовать первоначальный замысел, но получить много проблем. Мы пошли по второму пути. Не все верили, что выдержим дизайн мэтра, потому что это - дорогое удовольствие. Но мы ни на йоту не отошли от проекта. И это главное, особенно на нашем рынке. Например, те колонны можно было облицевать другим сортом оникса, который стоит в несколько раз дешевле. Но мы использовали тот материал, который рекомендовал дизайнер. Этот оникс дымчато-матового цвета, оказывается очень дорогой и редко встречается в оформлении интерьеров. Зато он хорошо играет с множеством других материалов: плиткой, зеркалами, стеклянными  отражающими поверхностями. Эта идея игры цвета и фактуры заложена автором.

В результате создали великолепный продукт, который задумал г-н Старк. Образно говоря, он делает только вершину айсберга, но все его гениальные идеи нужно было технологически умело адаптировать к нашим условиям. Этим занималась наша дизайнерская группа «Кассиопея». Она отлично справилась с задачей и получила похвалу от Филиппа Старка.

 

- А вы регулярно отчитываетесь?

- Конечно. Фото- и видеоотчеты, переговоры по телефону; работа полностью ведется под его авторским надзором. На днях для осмотра приезжал представитель Старка.

- Есть ли в общественных зонах вещи, сделанные самим дизайнером?

- Да, тот же диван из оникса, на нем точно глаз останавливается. Также люстры, торшеры, бра, вся мебель, керамические плитки с монограммой Филиппа Старка.

- Лобби «Мальта» поражает размерами (500 кв.м) и 10-метровыми потолками. Будь он скромнее, можно было получить с десяток дополнительных квартир. Зачем такая роскошь? Монетизируется ли она?

- Это все равно, что задать вопрос, зачем покупать блюдо в ресторане за 1500-3000 рублей, когда за 300 рублей можно насытиться комплексным обедом в кафе. Да, с точки зрения крыши над головой и тепла, разумеется, разницы никакой. Но люди разные, у них разные возможности и желания, и потребности удовлетворяют по-разному.

Жилье тоже дифференцируется по классам. Но пока к нему нет такого отношения, как к другим предметам, но со временем и эта сфера требует более тонкой настройки. Раньше людей больше интересовало то, что у них в квартире, а не на лестничной площадке. Сейчас человек уже смотрит на общую картину вокруг дома. На мой взгляд, если что-то делать, то надо делать так, чтобы нравилось самому. Нашим покупателям нравится, иначе бы они это не выбрали. Они заработали деньги и хотят жить так, как им хочется.

- Но те же покупатели только два-три раза в месяц будут проходить через это лобби. Приехав домой, они заезжают в паркинг и оттуда на лифте поднимаются к себе, минуя холл, из дома - обратным путем…

- Вы правы. Но человек считает, что многие вещи должны быть по умолчанию, хотя они не всегда их замечают. Бывает, приходишь в гости, а хозяин говорит: «Смотри, какой у меня вид из окон!», и отодвигает шторы. А потом снова зашторивает...

Да, наверное, в 80% случаев жильцы будут попадать домой, минуя лобби, так как в этом корпусе лифты поднимаются прямо в квартиру. Но будут же приходить гости, а для хозяина важно показать, что он живет в доме, достойном его уровня. Замечу, что судя по запросам, на оформление входной группы обращают большое внимание.

- То есть, все-таки монетизируется?

- Думаю, да. Просто не все монетизируется напрямую. По задумке дизайнера, главная идея флагманского лобби – создать пространство, которое отделяет внешний мир от домашней атмосферы, ментально очищает человека от неприятных мыслей, накопившихся за день. Сам Старк говорил, что лобби - это результат очень творческого, чистого дизайна. Использование высоких технологий при разработке света, игра с цветом и стеклом, зеркальные эффекты погружают нас в своего рода волшебнее место, где вы забываете внешний мир.

Лобби представляет собой анфиладу из трех зон. В первой (с зеркалами и стеклами) ты видишь  свое отражение и как бы сбрасываешь гнетущие мысли. Вторая – серая зона – своеобразная подготовка к очищению, которая совершается уже в третьей - белой зоне. На финише человек входит в квартиру «просветленным», т.е. оставив весь негатив за порогом. 

Кстати, в «Мальте», помимо «чистого дизайна» есть вполне утилитарные и функциональные решения. Например, в белой зоне отведены шесть отдельных помещений, каждое - со своей туалетной комнатой. Жильцы могут использовать их по своему усмотрению, часть из них можно отвести, например, под колясочную или кладовку, другие - под переговорные. Кроме того, собственники дорогих квартир нередко имеют личных водителей и охранников, которые спокойно могут ожидать в этих помещениях своего шефа. Я был в гостях в одном элитном доме, где в холле ждала своего хозяина вооруженная охрана. Мне стало жутко неуютно: а вдруг начнется перестрелка, куда мне деться?   

- Во сколько обошлась отделка лобби?

- Если брать только отделку, это больше 50 млн. А вместе с инженерными системами, подготовкой — более 80 млн.

 

- Все ли работы завершены? Оставшиеся две другие входные группы тоже готовы?

- Нет, пока закончили только «Мальту». Структуры двух других лобби сделаны, около 90% материалов закуплено, идут работы. Думаю, их мы откроем уже этой весной.

Лобби и подъезды нужны человеку тогда, когда он поселится. Пока идут ремонты в квартирах, нерационально отделывать их. Именно такова была наша логика. Но покупатели (из других корпусов) начали требовать: сделайте, что обещали. Мы сделали, и сдали по акту управляющей компании. На днях прибежал к нам собственник и говорит: «Тут мои грузчики проносили мебель, немного повредили отделку, вы же почините?». Пришлось огорчить его, сказав, что теперь они хозяева и сами за все должны отвечать.

Нужно понимать, что в зонах общего пользования мы используем эксклюзивную плитку. Например, в парадных – это Villeroy & Boch, специально заказанная с завода Филиппом Старком. Кстати, на заводе приятно удивились: выяснилось, что подобный заказ из России был более ста лет назад, еще в царские времена.

 

- Жилые корпуса не ограждаются, а спереди запланирована большая общегородская набережная. Как решены вопросы безопасности?

- На публичной набережной непросто организовать контроль, поэтому мы изначально предусмотрели внутренний двор, куда могут попасть только жильцы дома. Мы соорудили псевдорельеф по размеру больше футбольного поля и таким образом подняли внутренний двор на высоту 8 метров. Снаружи сюда не попасть, только через паркинг или через три лобби. А все входы в подъезды - из внутреннего двора. Разделив таким образом потоки, мы решили не только вопросы безопасности, но и создали уютную и закрытую площадку для жильцов, откуда открывается панорама на воду. Между жилыми корпусами оставлен просвет, поэтому они могут любоваться видами на воду, хотя самих жильцов не видно с набережной. Для спецтранспорта есть два пожарных въезда.

С улицы к нам можно попасть только через три входные группы. Но в них, помимо охраны, установлена многоступенчатая система безопасности, одна из самых надежных и дорогих. Такая же система организована в правительственных зданиях и резиденциях, например, в коттеджном городке сотрудников Конституционного суда на Крестовском острове.

- Какие интересные инженерные решения реализованы в проекте?

- Их много. Например, пневматическая система мусороудаления. Она оградит жильцов не только от неприятного вида, запаха, но и избавит от шума. Также мы установили вакуумный пресс, который будет трамбовать и обеззараживать мусор, удаляя из него лишний воздух. Следовательно, машина будет приезжать в 4-5 раз реже, что снизит эксплуатационные затраты.

Другой пример – технологический тоннель на глубине трех метров, где мы разместили коммуникации. Обслуживающему  персоналу будет в разы легче проводить профилактику и ремонт, чем в случае, если бы они были «зашиты» в стены. Кстати, в стенах мы предусмотрели вертикальные каналы для подвода дополнительных коммуникаций в будущем.

Любопытно, в Англии действует такое правило: чем реже вызывают сантехника, тем больше ему платят. И если тебя вызвали, условно, из-за прорыва трубы, значит, ты где-то недоглядел, тем самым доставил неудобство собственнику. Т.е. там стимулируют профилактику, а не ремонт. Мы хотим пойти по этому пути, и для этого создали такие условия, чтобы УК больше занималась профилактикой, чем устранением последствий.

Другое интересное новшество – обеспечение горячей водой через индивидуальный теплообменник в квартирах. Насколько я знаю, мы первыми в Петербурге внедрили эту технологию. В квартиру подается только холодная вода. Для получения горячей воды в каждой квартире установлен ИТП. Он мгновенно нагревает воду за счет перераспределения энергии, которая идет на отопление. Получается, вода нагревается быстро и той же энергией, которая идет на отопление. При таком подходе горячая вода появляется в кране сразу - не нужно ждать, выливая напрасно кубометры теплой воды, особенно по утрам, когда принимаешь душ. Кроме того, мы имеем горячую воду питьевого качества, так как у нас установлена четырехступенчатая система очистки.

- Есть ли среди покупателей те, кто выбрал в оформлении интерьера один из четырех стилей Старка?

- Да, но не полностью всей квартиры, а отдельных зон, например, ванны и мокрых зон, с использованием тех же материалов. Признаться, вначале думал, что заказов будет больше. Но менталитет наших покупателей непредсказуем, они всегда все хотят по-своему оформить.

- Не цена ли останавливает клиентов? Это ж раза в два дороже, чем по проекту своего дизайнера?

- Думаю, нет. У Старка дорого, но нередко люди тратят столько же, а порой и больше. Он всегда говорит: «Я не делаю специально дорого. А делаю чтобы было красиво и классно, но при этом стараюсь сэкономить. Мне лучше придумать одну простую вещь, которую купят миллионы, чем одну дорогую». Некоторые его принципы довольно сложно реализовать технологически. Например, он категорически против того, чтобы на поверхности были видны некоторые приборы: светильники, жалюзи и пр. Он не понимает, почему нельзя хоть немного спрятать пожарные датчики, которые по наши нормам должны быть видны. Зачастую для решения таких задач требуется изменения высоты потолка и пр., что удорожает проект.

- «Леонтьевский мыс» — первый проект г-на Старка в Петербурге. Сложно ли было уговорить его работать в России?

- Да, пришлось именно уговаривать. До этого он никогда не работал в России, и возможно, у него, как у западного человека было определенное предубеждение. На мой взгляд, на положительное решение повлияли два фактора: экзотика и бренд города. Петербург — это бывшая столица Российской империи, жемчужина европейской культуры. Можно сказать, что бренд города нам помог уговорить его. Сначала я показал г-ну Старку фотографии места и подготовленный архитектурный проект «Студии-17» Святослава Гайковича. Потом он приехал, посмотрел, и сказал, что пожалуй, это лучшее место для воплощения его идей. У него были проекты на берегу моря, но здесь его впечатлил мыс и все его окружение. Так он стал консультантом по архитектуре и дизайнером входных групп и общественных зон.

- Что помимо имиджа, дает привлечение такого именитого архитектора?

- Если говорить о классическом понимании слова «знаменитый», то это человек, который знает, чувствует, что хотят люди. Гении предвидят будущее, они опережают события.

У нас все еще нет доверия к дизайнерам, поэтому надо было привлекать такого, к которому есть доверие.

- Собираетесь ли продолжить сотрудничество с г-ном Старком? Например, привлечь его к проекту солодовни на Петровском острове?

- Да, мы обсудили и будем действовать также, как и в «Леонтьевском Мысе». Проектировать объект на Петровском будет компания «Союз-55» Александра Викторова, а дизайн общественных зон — Филипп Старк. Эти комплексы находятся рядом, буквально через реку, и мне кажется, какие-то элементы тоже должны перекликаться, стоит обыграть эту близость. Это мое ощущение. Дизайнеры могут наоборот решить все на контрасте, тут я не силен.

Контракт еще не подписан, но есть предварительная договоренность.

- Присматриваете ли новые участки для пополнения земельного банка?

- Время земельных банков, на мой взгляд, закончилось. Кризисы показали, что земля может дешеветь. Следовательно, закупать заранее землю только для того, чтобы у тебя был запас, стало бессмысленно. Более того — накладно. Если и нужен запас, то это должен быть оперативный резерв, а не долгосрочный земельный банк.

Мы рассматриваем несколько пятен, но главная наша задача — закончить все мелкие отделочные работы и выйти из проекта «Леонтьевский Мыс», передав все УК. Думаю, это уже произойдет к лету. Какие-то работы по набережной возможно не успеем закончить к этому времени, так как здесь многое зависит от города. Но по зданиям все завершим.

 

 

 

 

 

 

Оригинальный материал читайте на сайте газеты "Недвижимость и строительство Петербурга"

 

12 декабря 2017 г.

Игорь ОНОКОВ: «Мы ни на йоту не отошли от проекта»

На днях торжественно открыли флагманское лобби в клубной секции «Мальта» ЖК «Леонтьевский Мыс» и начали продажи квартир в нем. Это как раз та часть проекта, где больше всего заметна рука мастера — именитого архитектора-дизайнера Филиппа Старка. О том, насколько сложно было привлечь мэтра в Россию, какие технологические новинки реализованы в проекте и пр., - рассказал генеральный директор компании «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков.
Оригинальный материал читайте на сайте газеты "Недвижимость и строительство Петербурга"

 

  •  

    - Открытие лобби в секции «Мальта» для вас - событие? Удалось ли воплотить все задуманное архитектором Филиппом Старком? Не пришлось ли в связи с кризисом отчасти заняться импортозамещением?

    - Безусловно, это важное событие. Когда начался кризис, мы действительно встали перед выбором: изменить проект или оставить все как есть. Можно было упростить дизайн, архитектуру, но мы не сдержали бы обещания перед теми, кто купил уже квартиры. Второй вариант - попытаться реализовать первоначальный замысел, но получить много проблем. Мы пошли по второму пути. Не все верили, что выдержим дизайн мэтра, потому что это - дорогое удовольствие. Но мы ни на йоту не отошли от проекта. И это главное, особенно на нашем рынке. Например, те колонны можно было облицевать другим сортом оникса, который стоит в несколько раз дешевле. Но мы использовали тот материал, который рекомендовал дизайнер. Этот оникс дымчато-матового цвета, оказывается очень дорогой и редко встречается в оформлении интерьеров. Зато он хорошо играет с множеством других материалов: плиткой, зеркалами, стеклянными  отражающими поверхностями. Эта идея игры цвета и фактуры заложена автором.

    В результате создали великолепный продукт, который задумал г-н Старк. Образно говоря, он делает только вершину айсберга, но все его гениальные идеи нужно было технологически умело адаптировать к нашим условиям. Этим занималась наша дизайнерская группа «Кассиопея». Она отлично справилась с задачей и получила похвалу от Филиппа Старка.

     

    - А вы регулярно отчитываетесь?

    - Конечно. Фото- и видеоотчеты, переговоры по телефону; работа полностью ведется под его авторским надзором. На днях для осмотра приезжал представитель Старка.

    - Есть ли в общественных зонах вещи, сделанные самим дизайнером?

    - Да, тот же диван из оникса, на нем точно глаз останавливается. Также люстры, торшеры, бра, вся мебель, керамические плитки с монограммой Филиппа Старка.

    - Лобби «Мальта» поражает размерами (500 кв.м) и 10-метровыми потолками. Будь он скромнее, можно было получить с десяток дополнительных квартир. Зачем такая роскошь? Монетизируется ли она?

    - Это все равно, что задать вопрос, зачем покупать блюдо в ресторане за 1500-3000 рублей, когда за 300 рублей можно насытиться комплексным обедом в кафе. Да, с точки зрения крыши над головой и тепла, разумеется, разницы никакой. Но люди разные, у них разные возможности и желания, и потребности удовлетворяют по-разному.

    Жилье тоже дифференцируется по классам. Но пока к нему нет такого отношения, как к другим предметам, но со временем и эта сфера требует более тонкой настройки. Раньше людей больше интересовало то, что у них в квартире, а не на лестничной площадке. Сейчас человек уже смотрит на общую картину вокруг дома. На мой взгляд, если что-то делать, то надо делать так, чтобы нравилось самому. Нашим покупателям нравится, иначе бы они это не выбрали. Они заработали деньги и хотят жить так, как им хочется.

    - Но те же покупатели только два-три раза в месяц будут проходить через это лобби. Приехав домой, они заезжают в паркинг и оттуда на лифте поднимаются к себе, минуя холл, из дома - обратным путем…

    - Вы правы. Но человек считает, что многие вещи должны быть по умолчанию, хотя они не всегда их замечают. Бывает, приходишь в гости, а хозяин говорит: «Смотри, какой у меня вид из окон!», и отодвигает шторы. А потом снова зашторивает...

    Да, наверное, в 80% случаев жильцы будут попадать домой, минуя лобби, так как в этом корпусе лифты поднимаются прямо в квартиру. Но будут же приходить гости, а для хозяина важно показать, что он живет в доме, достойном его уровня. Замечу, что судя по запросам, на оформление входной группы обращают большое внимание.

    - То есть, все-таки монетизируется?

    - Думаю, да. Просто не все монетизируется напрямую. По задумке дизайнера, главная идея флагманского лобби – создать пространство, которое отделяет внешний мир от домашней атмосферы, ментально очищает человека от неприятных мыслей, накопившихся за день. Сам Старк говорил, что лобби - это результат очень творческого, чистого дизайна. Использование высоких технологий при разработке света, игра с цветом и стеклом, зеркальные эффекты погружают нас в своего рода волшебнее место, где вы забываете внешний мир.

    Лобби представляет собой анфиладу из трех зон. В первой (с зеркалами и стеклами) ты видишь  свое отражение и как бы сбрасываешь гнетущие мысли. Вторая – серая зона – своеобразная подготовка к очищению, которая совершается уже в третьей - белой зоне. На финише человек входит в квартиру «просветленным», т.е. оставив весь негатив за порогом. 

    Кстати, в «Мальте», помимо «чистого дизайна» есть вполне утилитарные и функциональные решения. Например, в белой зоне отведены шесть отдельных помещений, каждое - со своей туалетной комнатой. Жильцы могут использовать их по своему усмотрению, часть из них можно отвести, например, под колясочную или кладовку, другие - под переговорные. Кроме того, собственники дорогих квартир нередко имеют личных водителей и охранников, которые спокойно могут ожидать в этих помещениях своего шефа. Я был в гостях в одном элитном доме, где в холле ждала своего хозяина вооруженная охрана. Мне стало жутко неуютно: а вдруг начнется перестрелка, куда мне деться?   

    - Во сколько обошлась отделка лобби?

    - Если брать только отделку, это больше 50 млн. А вместе с инженерными системами, подготовкой — более 80 млн.

     

    - Все ли работы завершены? Оставшиеся две другие входные группы тоже готовы?

    - Нет, пока закончили только «Мальту». Структуры двух других лобби сделаны, около 90% материалов закуплено, идут работы. Думаю, их мы откроем уже этой весной.

    Лобби и подъезды нужны человеку тогда, когда он поселится. Пока идут ремонты в квартирах, нерационально отделывать их. Именно такова была наша логика. Но покупатели (из других корпусов) начали требовать: сделайте, что обещали. Мы сделали, и сдали по акту управляющей компании. На днях прибежал к нам собственник и говорит: «Тут мои грузчики проносили мебель, немного повредили отделку, вы же почините?». Пришлось огорчить его, сказав, что теперь они хозяева и сами за все должны отвечать.

    Нужно понимать, что в зонах общего пользования мы используем эксклюзивную плитку. Например, в парадных – это Villeroy & Boch, специально заказанная с завода Филиппом Старком. Кстати, на заводе приятно удивились: выяснилось, что подобный заказ из России был более ста лет назад, еще в царские времена.

  •  

    - Жилые корпуса не ограждаются, а спереди запланирована большая общегородская набережная. Как решены вопросы безопасности?

    - На публичной набережной непросто организовать контроль, поэтому мы изначально предусмотрели внутренний двор, куда могут попасть только жильцы дома. Мы соорудили псевдорельеф по размеру больше футбольного поля и таким образом подняли внутренний двор на высоту 8 метров. Снаружи сюда не попасть, только через паркинг или через три лобби. А все входы в подъезды - из внутреннего двора. Разделив таким образом потоки, мы решили не только вопросы безопасности, но и создали уютную и закрытую площадку для жильцов, откуда открывается панорама на воду. Между жилыми корпусами оставлен просвет, поэтому они могут любоваться видами на воду, хотя самих жильцов не видно с набережной. Для спецтранспорта есть два пожарных въезда.

    С улицы к нам можно попасть только через три входные группы. Но в них, помимо охраны, установлена многоступенчатая система безопасности, одна из самых надежных и дорогих. Такая же система организована в правительственных зданиях и резиденциях, например, в коттеджном городке сотрудников Конституционного суда на Крестовском острове.

    - Какие интересные инженерные решения реализованы в проекте?

    - Их много. Например, пневматическая система мусороудаления. Она оградит жильцов не только от неприятного вида, запаха, но и избавит от шума. Также мы установили вакуумный пресс, который будет трамбовать и обеззараживать мусор, удаляя из него лишний воздух. Следовательно, машина будет приезжать в 4-5 раз реже, что снизит эксплуатационные затраты.

    Другой пример – технологический тоннель на глубине трех метров, где мы разместили коммуникации. Обслуживающему  персоналу будет в разы легче проводить профилактику и ремонт, чем в случае, если бы они были «зашиты» в стены. Кстати, в стенах мы предусмотрели вертикальные каналы для подвода дополнительных коммуникаций в будущем.

    Любопытно, в Англии действует такое правило: чем реже вызывают сантехника, тем больше ему платят. И если тебя вызвали, условно, из-за прорыва трубы, значит, ты где-то недоглядел, тем самым доставил неудобство собственнику. Т.е. там стимулируют профилактику, а не ремонт. Мы хотим пойти по этому пути, и для этого создали такие условия, чтобы УК больше занималась профилактикой, чем устранением последствий.

    Другое интересное новшество – обеспечение горячей водой через индивидуальный теплообменник в квартирах. Насколько я знаю, мы первыми в Петербурге внедрили эту технологию. В квартиру подается только холодная вода. Для получения горячей воды в каждой квартире установлен ИТП. Он мгновенно нагревает воду за счет перераспределения энергии, которая идет на отопление. Получается, вода нагревается быстро и той же энергией, которая идет на отопление. При таком подходе горячая вода появляется в кране сразу - не нужно ждать, выливая напрасно кубометры теплой воды, особенно по утрам, когда принимаешь душ. Кроме того, мы имеем горячую воду питьевого качества, так как у нас установлена четырехступенчатая система очистки.

    - Есть ли среди покупателей те, кто выбрал в оформлении интерьера один из четырех стилей Старка?

    - Да, но не полностью всей квартиры, а отдельных зон, например, ванны и мокрых зон, с использованием тех же материалов. Признаться, вначале думал, что заказов будет больше. Но менталитет наших покупателей непредсказуем, они всегда все хотят по-своему оформить.

    - Не цена ли останавливает клиентов? Это ж раза в два дороже, чем по проекту своего дизайнера?

    - Думаю, нет. У Старка дорого, но нередко люди тратят столько же, а порой и больше. Он всегда говорит: «Я не делаю специально дорого. А делаю чтобы было красиво и классно, но при этом стараюсь сэкономить. Мне лучше придумать одну простую вещь, которую купят миллионы, чем одну дорогую». Некоторые его принципы довольно сложно реализовать технологически. Например, он категорически против того, чтобы на поверхности были видны некоторые приборы: светильники, жалюзи и пр. Он не понимает, почему нельзя хоть немного спрятать пожарные датчики, которые по наши нормам должны быть видны. Зачастую для решения таких задач требуется изменения высоты потолка и пр., что удорожает проект.

    - «Леонтьевский мыс» — первый проект г-на Старка в Петербурге. Сложно ли было уговорить его работать в России?

    - Да, пришлось именно уговаривать. До этого он никогда не работал в России, и возможно, у него, как у западного человека было определенное предубеждение. На мой взгляд, на положительное решение повлияли два фактора: экзотика и бренд города. Петербург — это бывшая столица Российской империи, жемчужина европейской культуры. Можно сказать, что бренд города нам помог уговорить его. Сначала я показал г-ну Старку фотографии места и подготовленный архитектурный проект «Студии-17» Святослава Гайковича. Потом он приехал, посмотрел, и сказал, что пожалуй, это лучшее место для воплощения его идей. У него были проекты на берегу моря, но здесь его впечатлил мыс и все его окружение. Так он стал консультантом по архитектуре и дизайнером входных групп и общественных зон.

    - Что помимо имиджа, дает привлечение такого именитого архитектора?

    - Если говорить о классическом понимании слова «знаменитый», то это человек, который знает, чувствует, что хотят люди. Гении предвидят будущее, они опережают события.

    У нас все еще нет доверия к дизайнерам, поэтому надо было привлекать такого, к которому есть доверие.

    - Собираетесь ли продолжить сотрудничество с г-ном Старком? Например, привлечь его к проекту солодовни на Петровском острове?

    - Да, мы обсудили и будем действовать также, как и в «Леонтьевском Мысе». Проектировать объект на Петровском будет компания «Союз-55» Александра Викторова, а дизайн общественных зон — Филипп Старк. Эти комплексы находятся рядом, буквально через реку, и мне кажется, какие-то элементы тоже должны перекликаться, стоит обыграть эту близость. Это мое ощущение. Дизайнеры могут наоборот решить все на контрасте, тут я не силен.

    Контракт еще не подписан, но есть предварительная договоренность.

    - Присматриваете ли новые участки для пополнения земельного банка?

    - Время земельных банков, на мой взгляд, закончилось. Кризисы показали, что земля может дешеветь. Следовательно, закупать заранее землю только для того, чтобы у тебя был запас, стало бессмысленно. Более того — накладно. Если и нужен запас, то это должен быть оперативный резерв, а не долгосрочный земельный банк.

    Мы рассматриваем несколько пятен, но главная наша задача — закончить все мелкие отделочные работы и выйти из проекта «Леонтьевский Мыс», передав все УК. Думаю, это уже произойдет к лету. Какие-то работы по набережной возможно не успеем закончить к этому времени, так как здесь многое зависит от города. Но по зданиям все завершим.